Слово «гобелен» пришло к нам из Франции. Если взглянуть на план Парижа 1615 года, то в верхнем правом углу, на самой окраине тогдашнего города, можно обнаружить небольшой ручей. Именно там, на ручье Бьевр (Bievre) в начале XVI века красильщик из Реймса Жиль Гобелен основал красильню для шерсти. Его наследники прибавили к отцовскому заведению ткацкую, вроде тех, какими славилась тогда Фландрия, и в довольно короткий срок ковры мануфактуры потомков Жиля Гобелена получили такую известность, что уже само имя семейства стало нарицательным.
Первые гобелены называли шпалерами. Впервые они появились в Европе в XII-XIII вв. Воины и купцы, возвращавшиеся из стран Востока, привозили с собой сарацинские безворсовые ковры, которыми принято было украшать стены. По мере развития шпалерного искусства в Европе библейские и рыцарские сюжеты сменялись вердюрами, аллегорическими сценами.
Расцвет художественного ткачества приходится на конец XIV, XV, XVI веков. В эту эпоху шпалеры были одним из самых популярных видов искусства. Красочные ковры преображали интерьеры средневековых замков, одновременно утепляя их. Шпалеры развешивались в соборах и ратушах, во время турниров — на трибунах для зрителей.
В 1667 г. Центром гобеленового ткачества являлась Франция, где под Парижем была открыта гобеленовая мануфактура, названная Les Gobelins в память красильщика Жиля Гобелена из Реймса, основавшего красильню для шерсти. С этого времени постепенно все гладкие ковры получают название «гобелен», вытеснившее прежнее «шпалера». Иначе говоря, до XVII в. настенные ковры-картины зовутся шпалерами, после – гобеленами.


Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако, производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.

Одной из первых работ Петербургской мануфактуры был гобелен «Полтавская баталия», который ныне хранится в Эрмитаже.
Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.
Сегодняшние гобелены, приспособленные к современной жизни и одновременно сохраняющие идентичность с работами древних мастеров, являются настоящими коллекционными произведениями. Они легко вписываются в современный интерьер, наполняя его теплом и уютом
.


Яндекс.Метрика
© 2019 mir-gobelenov.ru